Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Социально-психологическая служба
КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Телефоны психологических служб: 

Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи: 
(г. Уфа, ул. Пархоменко, 133/1) тел: (347)276-56-12 телефон доверия: (347)273-09-00 

Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» 
(г. Уфа, ул. Шафиева, 12/2) тел: (347)223-44-49 телефон доверия: (347) 223-22-11 

Медико-психолого-педагогический центр «Журавушка» 
(г. Уфа, ул. Кремлёвская, 29) 
 
 
 
 
Страничка "Школьного психолога" 
педагога-психолога СОШ №113 Нагумановой Гузель Рауфовны. 
Стаж работы педагогом-психологом 20 лет, в школе №113 - 6 лет, 
высшая квалификационная категория. 

Основные направления в работе: 
• «Профилактика и психокоррекция трудностей дезадаптации первоклассников», 
• «Коррекция и развитие внимания учащихся 2-х, 3-х классов», 
• «Психологическая помощь учащимся в период подготовки к переходу из начальной в основную школу». 
• Развивающая работа с одарёнными детьми. 
• Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков. 
• Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации. 
• Психологическая помощь учащимся выпускных классов в подготовке к ЕГЭ. 
Как детский психолог, работаю с детьми самого разного возраста. Это: 
• снятие повышенной нервозности ребёнка; 
• работа с детскими страхами и фобиями; 
• устранение последствий стресса и перенесённой психотравмы; 
• коррекция задержки психического развития; 
• психологическая подготовка к школе; 
• помощь в налаживании взаимоотношений родителей и детей; 
• помощь в разрешении проблем взаимодействия со сверстниками. 

Программа психологического сопровождения первоклассников 

Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников


    Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Битянова М.Р. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде. 
    Поэтому основным направлением моей деятельности, как педагога-психолога по начальному звену стала профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников. 
    Цель деятельности по данному направлению работы – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде. Эта цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач: 
1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии. 
2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. 
3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. 
Программа работы по профилактике и психокоррекции дезадаптации у первоклассников. 
В программу работы по адаптации детей к школе входят: 
- консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации; 
- консультирование и просвещение родителей; 
- проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников; 
- проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации; 
- проведение деловой игры с педагогами, в которой проигрываются и в ходе совместного обсуждения разрешаются проблемные ситуации, возникающие между учителем и ребёнком, между учителем и родителем, между родителями детей; 
- проведение деловой игры с родителями первоклассников по выработке единых требований семьи и школы к первокласснику; 
- проведение коррекционных занятий с родителями, дети которых находятся в состоянии дезадаптации. 
    Выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших этап адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Кому-то удаётся справляться с учёбой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос. 
Для первоклассников, имеющих трудности в адаптации, была разработана коррекционно-развивающая программа занятий «Сказочная мозаика», цель которой: преодоление трудностей в интеллектуальной сфере, эмоциональном состоянии, поведении, общении. 

Психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей первоклассников в период адаптации 

Основными способами получения информации о психолого – педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются: 
• экспертные опросы педагогов и родителей; 
• психологическое обследование самих детей; 
• анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований (готовность к школьному обучению). 

Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации от экспертов. Он позволяет: 
- выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребёнка, предъявляемым ему психолого-педагогическими требованиями; 
- уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушением поведения. 

Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребёнка к школе, некоторых аспектов его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии. 

Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, ретроспективный анализ диагностических данных психологической готовности детей к школьному обучению, просмотр медицинских записей в карте ребёнка, появившихся в процессе обучения. 

Психологическое обследование детей было направлено на получение информации о особенностях психолого-педагогического статуса школьника: это система отношения к миру, к себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. Помимо этого обследование позволяет уточнить содержание и природу школьных трудностей, возникающих у некоторых детей. 
Учащиеся обследуются в групповой форме по двум методикам: полиинформативной проективной методике «Несуществующее животное», которая позволяет выявить наличие и степень проявления таких симптомов как: тревожность, психологическая защита, астенизированность, агрессивность, низкая самооценка; мотивационной цветовой анкете (модификация анкеты, разработанной Н.Г. Лускановой). 

Анкета для родителей первоклассника 


Просим Вас ответить на приведённые ниже вопросы. 
Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим по отношению к Вашему ребёнку. 
Класс _______ Фамилия, имя ребёнка ________________________________ 
1. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу? 
- неохотно 
- без особой охоты 
- охотно, с радостью. 

2. Вполне ли ребёнок приспособился к новому режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? 
- пока нет 
- не совсем 
- в основном да. 

3. Переживает ли за свои учебные успехи и неуспехи? 
- нет 
- не вполне 
- в основном, да. 

4. Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями? 
- иногда 
- довольно часто 

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? 
- в основном отрицательные впечатления 
- положительных и отрицательных примерно поровну 
- в основном положительные впечатления. 

6. Как ребёнок преодолевает трудности в работе? 
- перед трудностями сразу пасует 
- обращается за помощью 
- старается преодолеть, но может отступить 
- настойчив в преодолении трудностей. 

7. Часто ли ребёнок жалуется на одноклассников, обижается на них? 
- довольно часто 
- бывает, но редко 
- такого практически не бывает. 

8. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения? 
- нет 
- скорее нет, чем да 
- скорее да, чем нет. 

9. Жалуется ли Ваш ребёнок на беспричинные боли? 
- достаточно часто 
- иногда 
- практически не жалуется. 

10. В какое время ложится спать? ____________ 

11. Каков характер сна? 
- спокойный 
- беспокойный, тревожный. 

12. Сколько времени в среднем ребёнок ежедневно тратит на выполнение домашнего задания?Укажите конкретную цифру ________________
 

Спасибо за ответы. 


ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС 
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее - психолог). 
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. 
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. 
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования. 

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА 
Этические принципы призваны обеспечить: 
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; 
- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; 
- сохранение доверия между психологом и клиентом; 
- укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности. 

Основными этическими принципами являются: 
1. Принцип конфиденциальности. 
2. Принцип компетентности. 
3. Принцип ответственности. 
4. Принцип этической и юридической правомочности. 
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. 
6. Принцип благополучия клиента. 
7. Принцип профессиональной кооперации. 
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. 
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе. 

1. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ 
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. 
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. 
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие. 
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. 
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста). 
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации. 

2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ 
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. 
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом. 

3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. 
2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. 
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. 
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. 
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. 
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. 
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства. 

4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ 
1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности. 
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии. 
3. Нормы данного Кодекса распространяются на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса. 
4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса. 

5. ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПСИХОЛОГИИ 
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов. 
2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога. 
3. Психолог обязан пропагандировать достижение психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент. 

6. ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА 
1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди». 
2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. 
3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. 
4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту. 

7. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ 
1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений. 
2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. 
3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования. 

8. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ 
1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. 
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. 
3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др. 
4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. 
5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий. 
6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. 

Социальные педагоги МБОУ СОШ № 113


Социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. 
Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. 
Функциональные 
обязанности социального педагога 
1. Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения: в школе, в семье, по месту жительства и т.д. 
2. Участвует в создании и реализации региональных социально-педагогических программ. 
3. Защищает права и интересы детей и молодежи. 
4. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях. 
5. Ведет работу с семьями социального риска. 
6. Организует учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке, находятся в экспериментальных (условиях) ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки. 
7. Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди детей и молодежи правонарушений, преступлений, пьянства и наркомании. 
8. Пропагандирует и содействует внедрению среди детей и молодёжи, их семей здорового образа жизни. 
9. Содействует становлению и развитию у детей и молодёжи общечеловеческих ценностей, правил поведения в обществе, правил потребности в самовоспитании и самоконтроле. 
10. Оказывает помощь детям и молодёжи в организации различных видов социально- значимой деятельности свободного времени, трудоустройстве, оздоровлении. 
11. Оказывает консультативную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям и молодёжи. 
12. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, общественными организациями. 
13. Повышает профессиональную компетентность и мастерство. 
Основные принципы деятельности социального педагога 
- Принцип взаимодействия 
- Принцип личностно-ориентированного подхода 
- Принцип позитивного восприятия и принятия личности 
- Принцип конфиденциальности 
Функции социального педагога 
- Аналитико-диагностическая 
- Прогностическая 
- Организационно-коммуникативная 
- Коррекционная 
- Социально-профилактическая и реабилитационная 
- Координационно-организационную 
- Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся 
- Охранно-защитную 
- Психотерапевтическую 
- Посредническую 
- Самообразование 
Цель деятельности социального педагога: 
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, духовно-нравственного, социального, интеллектуального); 
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; 
- защита ребенка в его жизненном пространстве. 
Основные направления в деятельности социального педагога 
- Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов 
- Социально-педагогическая защита прав ребенка 
- Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося 
- Социально-педагогическое консультирование 
- Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация 
- Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка 
- Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков 
- Организационно-методическая деятельность 

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 
В ТЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ

Понедельник

• Проверка – рейд «Внешний вид обучающихся». 
• Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». 
• Консультации с классными руководителями, родителями и учителями по работе с трудными детьми. 

Вторник

• Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». 
• Консультации с классными руководителями, родителями и учителями по работе с трудными детьми. 
• Контроль присутствия на уроках учащихся, состоящих на различных видах учета. 

Среда

• КДН 
• Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». 
• Посещение семей. 

Четверг

• Совет профилактики. 
• Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». 
• Консультации с классными руководителями, родителями и учителями по работе с трудными детьми. 

Пятница

• Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». 
• Консультации с классными руководителями, родителями и учителями по работе с трудными детьми. 
• Проверка – рейд «Внешний вид обучающихся». 

Суббота

• Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». 
• Консультации с классными руководителями.